teterev.jpg
los.jpg

"Бобровая" история

История бобра является классическим примером тому, как человек своей деятельностью, преднамеренной и непреднамеренной, повлиял на катастрофическое сокращение численности этого зверя и тому, что может человек сделать для восстановления животного мира.

Бобры, расселяемые искусственным путем, а затем расселяющиеся самостоятельно, освоили самые разные типы водных угодий. Развитие популяции речного бобра проходило по обычной схеме: нарастание численности, заполнение территорий, иногда их перенаселение, ведущее к подрыву кормовой базы, и, как результат, сокращение численности и деградация популяции. В настоящее время популяция бобров требует постоянного и пристального внимания со стороны человека. Динамика численности бобра должна регулироваться отлаженной системой промысла с учетом экологических и общебиологических особенностей этих животных, таких как моногамия, позднее половое созревание (на втором году жизни), ограниченный видовой состав растительных кормов, оседлость (приверженность к постоянному месту обитания), приуроченность к водной среде обитания. Все они ведут к тому, что бобр как вид не может быстро восстанавливать свою численность.
Современные экологические данные подтверждают однобокость и необоснованность охраны природных ресурсов, так сказать, в чистом виде, что имело место и в отношении бобра. Опыт показывает, что чем рациональнее используются природные ресурсы, тем выше продуктивность популяции, а следовательно, больше надежность ее сохранности. Не изымая часть популяции, мы обрекаем на голодное существование, ослабление организма, болезни большую ее часть. В этом случае хочется привести слова известного эколога Р. Парсо-на (1969 г.): «Недалекие любители природы часто обвиняют охотников, называя их палачами диких животных. Между тем убийство с помощью смертоносного оружия более достойно похвалы, чем убийство, являющееся результатом милосердия».
В последнее время появился термин «гуманный промысел». Что это значит? Может быть, существует два вида убийства – гуманное и негуманное? Почему гуманно убивать коров, свиней, кур, которые порой выросли на одном дворе с человеком? А вот убивать, т. е. лишать жизни, вшей, тараканов, колорадских жуков – это гуманно? Почему же тогда протестуют против изъятия части популяции, направленной на ее же процветание?
Рост народонаселения требует значительного увеличения продукции животного происхождения. Задумайтесь: 13 жизненно необходимых аминокислот не синтезируются в организме человека, а в растительной пище 5 из них полностью отсутствуют. Кроме того, для удовлетворения потребностей человека в одежде нужны кожа, меха, шерсть. Вот тут некоторые представители движения «зеленых» могут возразить, ведь есть искусственные материалы! Каждый год в мире прибавляется примерно 1500 новых химических веществ, из которых более половины потенциально опасны для человека и животных. Еще одна сторона этого вопроса состоит в том, что все процессы в биосфере взаимосвязаны, с этого мы начинали свой разговор. За миллиарды лет эволюции возникли живые организмы, способные включать в общий круговорот самые разнообразные вещества, а вот продукты, синтезированные искусственно, перерабатываться известными природе способами не могут и накапливаются, становясь загрязнителями. Синтетические ткани, меха и кожа как раз и являются такими веществами, не имеющими редуцентов, в отличие от натуральных, которые подвергаются гниению, разложению с помощью микроорганизмов. (Помните об «убийстве милосердием»? Не себя ли и своих детей мы губим?) У этой проблемы есть еще и экономический аспект. Производством искусственных мехов и кож заняты многие крупные компании, это дело приносит огромный доход, а вот качество натуральных и искусственных мехов несравнимо выше. Понятно, что именно производителям изделий из искусственных материалов очень выгодно проводить всевозможные кампании в защиту братьев наших меньших, тем самым защищая свой антиэкологический бизнес.
А может быть, и не нужны нам меха? Попробуйте задать этот вопрос жителям Севера, а еще лучше предложить им курточки на искусственном меху или самому приехать зимой на Чукотку в этой куртке.
Вот такой вышел разговор об охоте на бобра. Это очень хорошо, что он затронул самые разные аспекты проблемы и показал, что любые вопросы, которые касаются живой природы, не имеют однозначного ответа. А вот идти вам на такую охоту или нет, решайте сами.
Итак, эта книга предназначена для любителей охоты, причем охоты именно на бобра. Вряд ли можно найти какую-нибудь специализированную книгу по этой тематике. Действительно, это дело очень необычное. Часто слышишь от друзей-охотников, кто-то зайчиков пострелял, кабанчика убил, лося завалил, а вот бобра поймать – это большая редкость. Скажу по секрету, подобного я ни от кого не слышал. Это обусловлено многими причинами, среди которых можно назвать и небольшие размеры зверька (по сравнению с лосем, конечно), и трудность его добычи (бобр часто забирается в такие места, куда не ступала и еще долго не ступит нога человека), и, наконец, не такую эффектность охоты. Для современного человека охота – это прежде всего веселье облавы, шум загона, ожидание появления зверя. Искусство охотника здесь отходит на второй план. В основном современная охота предназначена не для добычи зверя, а для общения людей, ведь ее стоимость очень высока и по сравнению с ценой конечного продукта (убитого зверя) часто оказывается намного выше.
Зачем же человек идет на охоту? Сейчас этот вопрос возникает у многих. Но не так уж давно, лет пятьдесят назад, ответ ни у кого не вызывал затруднения. Конечно, чтобы жить. Действительно, в эволюции своей человек всегда был охотником. А от того что закреплено на генетическом уровне, не избавишься никогда. Многие просто не представляют, как необходима им охота или, например, рыбалка. Стоя с ружьем в ожидании зверя или сидя с удочкой или спиннингом на берегу водоема, вдруг понимаешь, что занимаешься тем, чем должен заниматься, именно к этому готовила тебя природа на протяжении длительного времени, именно для этого она тебя создавала. Во всех учебниках по антропологии и истории встречаются такие слова: «жили охотой и собирательством». Это ведь про наших предков, древних людей. Сейчас каждый может пойти в магазин, прикупить, скажем, шапку или шубу, заглянуть на рынок и приобрести кусок мяса и т. д. Ну а раньше, году эдак в тысяча восемьсот «хвостатом» никаких магазинов где-нибудь в глухой деревушке не было. А было ружье – верный спутник и помощник. И кормило оно, и защищало. Не умеешь охотиться – живешь впроголодь. Вот так множились и закреплялись охотничьи навыки в человеческом обществе. Лишь в последние лет двести (что составляет меньше 1 % от истории человечества) люди перестали добывать себе пищу традиционными методами. Вдумайтесь, менее 1 %! А ведь еще дедушка Фрейд говорил, что все, что загнано внутрь и скрыто в глубинах подсознания, рано или поздно найдет свой выход, но уже в иных формах. Конечно, он имел в виду несколько иное, но и в нашем случае этот принцип очень хорошо работает. Живет человек, энергии много, а куда приложить – не знает. В лучшем случае она тратится на то, чтобы ездить с работы и на работу. А внутри ведь он охотник. Взрослый и дело себе найдет, и в руках себя держать умеет, а вот молодежь очень часто идет резвиться на улицы, а то и выбирает себе объект охоты здесь же, среди своих знакомых. Вот вам и молодежное движение, которое может стать большой проблемой в обществе. Поверьте на слово, если человек с детства осознает свое предназначение и полагает, что занимается именно тем, что ему нужно, никогда не станет он алкоголиком или наркоманом, не пойдет бить витрины или угонять машины.
Возможна и другая крайность: почувствовал себя плохо, заскребли на душе кошки, разозлился на начальника, и айда на охоту. Собрал всю злость и запустил ее дробью в несчастное животное. Слишком часто в жизни встречаются неприятные моменты, слишком много бы гибло зверей. Поэтому не стоит думать, что охота – единственное средство для решения психологических проблем. Нет. Мы за то, чтобы она снова превратилась в своего рода искусство. Когда ловишь зверя там, где до тебя его никто не мог даже увидеть, когда с приличного расстояния попадаешь точно в цель даже при сильном ветре, только тогда чувствуешь себя настоящим охотником. И сознание этого самовыражения будет жить в душе очень долго. Достаточно двух-трех случаев удачной охоты в сезон. Так что живите в гармонии с собой, ходите на охоту, а путеводителем в этом непростом деле, я надеюсь, станет эта книга.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить