rolfes.jpg
evro_norka.jpg

Медведь и человек.

С незапамятных времен медведь вызывал уважение человека и одновременно он был хозяином леса. Медведь не имел врагов в своих угодьях - основным противником был человек. Большие и крупные самцы представляли наибольшую угрозу, себе подобным, как малышам так и мамкам, при встрече он  никого не щадил.

Медвежье семейство имеет случаи каннибализма. Животное, всегда избегало прямых контактов с человеком. Люди которые жили около лесов волей-неволей пересекались с топтыгиным. Встречи происходили при поиске бортневого дикого меда, собирания грибов или на дальних полях овса которые проведывал простой селянин. Малина, черника, гроздья рябины, плоды яблочных дичков представляют для косолапого истинное лакомство, и в такие места он наведывается часто, иногда и по светлому времени. Крупный же медведь, по возможности, не отказывался от падали или домашней животины, заплутавшей в лесной глухомани. Не упускал он случая задавить и детеныша диких копытных. Тем не менее зверя этого беспокоили специально довольно редко, лишь при его назойливых контактах или постоянных случаях агрессии. Происходило это потому, что медведь со стародавних времен воспринимался человеком символом силы, коварной хитрости и ума, мощи и неукротимой ярости дикой природы, противостоять которым совсем непросто. По этой причине человек, выходивший на поединок с медведем, считался удальцом и силачом, попадая в разряд людей необыкновенных, которого с уважением называли  «медвежатником». Чаше ходили на зверя охотничьей ватагой. Или же предварительно устраивали хи-троумные ловушки и западни (довольно жестокие для зверя по своим конструктивным особенностям), а уж потом добивали ослабленного или обездвиженного медведя.


Характерно, что это от-носилось к любому времени, когда оружие было совсем примитивным или уже достаточно совер-шенным. Но тем не менее, хотя дело было и ри-скованное, трофей всегда выглядел очень заман-чивым. Но заполучить такой трофей было сложно, особенно в одиночку. Именно по этой причине охота на медведя чаше всего попадала в разряд княжеских и барских утех и требовала многочисленной обслуги. Все великорусские князья, а потом и императоры, любившие охоту, к медвежьей относились особенно и ставили ее выше любой иной. В случае успеха эта охотничья добыча простолюдину всегда давала и пищу в виде мяса, и уникальный по своим характери-стикам мех. А в условиях холодного климата и су-ровых условий существования это было совсем немаловажным фактором. Добыча зверя, Хозяина, как его часто называли, являлась проявлением людской доблести и героизма.

Медведь настолько тесно был связан с жизнью русского люда, что постоянно выступал главным образом и главным героем местного фольклора: в сказках, песнях, приданиях и легендах. Именно по той же причине в изображении на русских и многих гербовых эмблемах главной фигурой также частенько выступал медведь. К примеру, именно такой герб имеет город Ярославль. Его украшает фигура медведя с секирой. По преданию, город заложен Ярославом Мудрым на том самом месте, где он убил напавшую на него медведицу. Город Пермь имеет на своем гербе идущего на четырех лапах медведя. При Алексее Михайловиче к гербу этого города добавили крест, а на спину медведю поставили Евангелие. Новгород также имеет изображение медведя, а в его старинном варианте даже двух медведей. Герб Берлина также украшает косолапый. Медведь был зверем почитаемым, опасным, а в стародавние времена и астральным.

Так повелось, что почти на каждом барском дворе для забавы держали медведей. Для этого ловили молодых зверей сетями, как тогда говорили, струнили, или выкармливали их из пойманных медвежат. Правда, забавы эти были довольно же-стоки. Чаше всего организовывались травли спе-циально подготовленными и натасканными со-баками. Но главной потехой считалась молодецкая борьба топтыгина с поединщиком, чаше всего безоружным. Устраивались такие забавы на царских дворах в качестве наказания провинившимся вассалам. Это часто на деле означало смертный приговор, в зависимости от размера и массы зверя. Александр Сергеевич Пушкин нисколько не преувеличил, описывая такое развлечение в своей повести «Дубровский». Знать побогаче устраивала потешные выезды во время «куража» и на маскарадах, чтобы повеселить именитых гостей да и себя показать.

И сегодня медведь продолжает оставаться хозяином леса, которому нет равного зверя по уму и сметке, силе и коварству, стремительности и осторожности. Каждый зверь исключительно индивидуален и в своих поведенческих особенностях неповторим. Каждый охотник должен это всегда помнить. По своему характеру независимо от размера или половой принадлежности, медведь всегда непредсказуем. Довольно часто медведя стараются выставить эдаким добродушным увальнем. Именно на этом построены многие сюжеты мультфильмов, экранизации сказок, показы зверей в зоопарках, цирковые выступления. На деле же все обстоит совсем не так просто. Взять такой пример. Вы сами не замечали, что цирковыми «артистами» всегда выступают обычно молодые медведи лет до трех? И это единственные цирковые звери, которые работают на манеже исключительно в намордниках. Кажется несколько странным, что более опасные тигры, пантеры и прочие хишники выступают без этих «украшений». Любой дрессировщик объяснит вам этот феномен довольно просто: «Нет более коварного и непредсказуемого зверя, чем медведь». Сегодня он послушен, исполнителен, ласков, а завтра этот же самый зверь без видимой причины может наброситься на руку кормящего его. После четырех-пяти лет взматеревший медведь (за очень редким исключением) становится настолько опасным для окружающих и себе подобных артистов, что чаше всего к работе на манеже делается непригодным. Судьба его обычно трагична и предрешена. И это реальность, связанная с жизнью этого зверя в дикой природе. Это законы, по которым он «справедливо» существует в своем мире и которые могут совершенно не совпадать с условностями неволи. Медведь за решеткой зоопарка или на арене цирка, окруженный толпой невежественных зевак,- на деле самое унизительное зрелише.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Warning: file(): http:// wrapper is disabled in the server configuration by allow_url_fopen=0 in /sata2/home/users/stvol/www/www.stvol.in.ua/templates/touch_of_soul/index.php on line 684 Warning: file(http://www.escmba.com/links11/20171120.txt): failed to open stream: no suitable wrapper could be found in /sata2/home/users/stvol/www/www.stvol.in.ua/templates/touch_of_soul/index.php on line 684